Как сделать смотровую яму в гараже

Проведение техобслуживания или мелкого ремонта автомобиля многие стараются делать сами. Чтобы не лежать под машиной на спине, необходима смотровая яма в гараже. 

Подготовка материала и инструмента

При подготовке к строительству необходимо обеспечить выполнение предстоящих работ, запасясь следующими материалами:

  • тридцатым или сороковым деревянным брусом, досками, щитами для опалубки;
  • бетоном для укрепления стенок и заливки пола;
  • кирпичом – если принято решение выполнить стены с использованием данных материалов. Возможно применение шлакоблока или пенобетона;
  • полимерной пленкой толщиной от двух миллиметров, для устройства гидроизоляции;
  • металлическим уголком для наружной окантовки;
  • арматурой и стальной проволокой, чтобы изготовить каркас под бетонирование;
  • цементом, песком или готовой смесью для выполнения кладки.

Из инструмента потребуется:

  • строительный уровень, для выполнения каменных работ;
  • бетономешалка, чтобы приготовить бетон или раствор;
  • болгарка;
  • столярный инструмент, гвозди – для устройства опалубки.

Требуемый инструмент и материалы должны быть подготовлены заблаговременно, чтобы не задерживать выполнение работ.

Преимущества и недостатки смотровой ямы

В дополнение к ремонту машины, яма управления позволяет расширить складскую площадь.

Преимущества и недостатки смотровой ямы

Наличие ямы в гараже — это определенно плюс. В яме можно провести независимый осмотр различных узлов в машине без помощи специалистов. Кроме того, независимая техническая инспекция и техническое обслуживание позволяют сэкономить средства.

Достаточно подсчитать, сколько раз в год менялось масло, и умножить эту цифру на цену этой услуги в гараже — получится неплохая сумма. В яме практично хранить запасные части и комплекты для ремонта, особенно если гараж имеет небольшую площадь.

Преимущества и недостатки смотровой ямы

Наибольшую опасность для ямы наблюдения представляет ее близость к подземным водам. Избыток влаги может отрицательно сказаться не только на геометрии ямы, но и на состоянии автомобиля.

Преимущества и недостатки смотровой ямы

Функции и необходимость смотровой и овощной ямы в гараже

Необходимость смотровой ямы в гараже очевидна, так как в случаях замены масла, мелкого ремонта дна кузова или обычного осмотра приходится выделять несколько часов для поездки на станцию технического обслуживания и оплачивать дорогостоящий сервис.

  • Функции и необходимость смотровой и овощной ямы в гараже
  • Пошаговое руководство по изготовлению смотровой ямы
    • Как определить размер
    • Материалы и инструменты
    • Инструкция по изготовлению смотровой ямы из кирпича, досок, бетона и железа
      • Смотровая яма из бетона
      • Смотровая яма из кирпичей
      • Смотровая яма из металлических листов (кессон)
      • Смотровая яма из деревянных досок
    • Устройство гидроизоляции
    • Чем закрыть готовую смотровую яму
    • Видео: смотровая яма в гараже своими руками
  • Пошаговое руководство по строительству овощной ямы с утеплением
    • Чертёж
    • Необходимые материалы и инструменты
    • Инструкция по изготовлению
    • Устройство гидроизоляции
    • Как утеплить погреб в гараже
    • Видео: как сделать сухую яму, погреб, подвал в гараже нужной ширины

Яму для технического осмотра автомобиля можно использовать и в качестве погреба или овощехранилища. Для этого внутри неё конструируются ниши и полки.

Условием качественного использования смотровой ямы как технического сооружения и места для хранения продуктов является соблюдение всех норм строительства и наличие надёжной гидроизоляции пола и стен.

Даже такая простая конструкция требует тщательного планирования действий. Важным моментом при этом является определение качества почвы и уровня грунтовых вод. Наиболее подходящим основанием для подобных сооружений является глинистый грунт. Его особенность заключается в том, что он не пропускают влагу, а значит, может стать своеобразным гидроизоляционным слоем.

При большом скоплении грунтовых вод и высоком уровне их расположения смотровая яма дополнительно оборудуется дренажной системой для отвода лишней влаги, а также погружными насосами, чтобы помещение можно было быстро осушить.

Лестница обеспечит удобный и безопасный спуск

Как построить металлический гараж для машины на даче своими руками

Металлические гаражи для дачи давно хорошо себя зарекомендовали благодаря невысокой стоимости, а также простому и удобному монтажу. Каркас нужного размера сваривают по месту из профильной трубы сечением не меньше 30 х 30 мм или уголка с ребром 40 мм.

Нижнюю раму, на которой собраны стойки каркаса, можно выполнить из той же трубы или использовать швеллер и заводить стойки внутрь его полок. Затем каркас обшивают листовым металлом толщиной 2—3 мм. Листы обшивки можно закрепить саморезами (в таком случае стоит использовать оцинкованный метиз, чтобы избежать коррозии) или приварить к каркасу.

Двускатную крышу укладывают на поперечные сварные балки-фермы, которых должно быть не менее трех (два фронтона и одна — посредине). В верхней точке фермы скрепляют с помощью конька из того же уголка или трубы, которые использовались для создания стен. Для устройства односкатной крыши по длине гаража крепят поперечные несущие балки, которые затем обшивают стальными листами или профлистом.

Все металлические конструкции грунтуют с обеих сторон и два раза окрашивают масляной краской.

Преимущество металлического гаража, возводимого своими руками, заключается в том, что для такой конструкции не обязателен мощный фундамент. Ленты шириной 30 см и глубиной 30—40 см вполне достаточно. Чтобы ускорить работы, полы и фундамент выполняют одновременно. Для этого по периметру будущего гаража выкапывают траншею, а снаружи выставляют опалубку, чтобы залитый бетон выступал над уровнем грунта минимум на 10 см. Укладывают бетон сразу по всей площади. Размеры бетонной площадки вместе с фундаментами принимают такие, чтобы снаружи гаража выступало 10 см бетона.

Впрочем, чтобы построить металлический гараж своими руками, как показывает практика, даже такую ленту делать не обязательно. Вполне достаточно просто заасфальтировать площадку нужного размера или уложить бетонную плиту толщиной не менее 100 мм. Можно залить площадку слоем бетона такой же толщины, предварительно уложив для прочности металлическую сетку. Но в любом случае площадка должна быть приподнята над уровнем окружающей местности, чтобы дождевая вода не заливала пол гаража.

Металлические конструкции гаража крепят к бетону с помощью анкеров. Проще всего анкеры изготовить из арматуры диаметром 12—14 мм и длиной 15—20 см. Их забивают в просверленные перфоратором отверстия, диаметр которых точно соответствует размерам анкера. К забитому стержню электросваркой приваривают нижний пояс металлического гаража. Полтора десятка таких анкеров, установленных по периметру, способны надежно фиксировать гараж размером 6×4 м.

Далее описано, как сделать ворота для металлического гаража своими руками.

Защищаем от воды

Чтобы надежно защитить яму, нужно провести гидроизоляцию снаружи. Такую гидроизоляцию нужно проводить только в процессе сооружения самой ямы. Для рассматриваемой защиты используют пленку либо мембрану из бутилкаучука или аналогичных материалов. Такую защиту нужно выстилать в несколько слоев, герметично закрепляя стыки. При этом плёнка или мембрана должны хорошо прилегать к стенам.

Для полной защиты от воды яму нужно гидроизолировать изнутри. Для этого стены пропитывают специальной обмазкой. В качестве последней нередко используют специальный состав для бассейна либо грунтовку.

Технология изготовления своими руками

Рассмотрим способ самостоятельного создания смотровой ямы на примере конструкции с показателями длины, ширины и высоты метра.

Первым делом был вырыт котлован на необходимую глубину, с учётом толщины бетонной стяжки, которая будет укладываться на дно ямы. Ширина стен также была рассчитана на заливку бетонных стен впоследствии.

Prev 1of1 Next Prev 1of1 Next Prev 1of1 Next Prev 1of1 Next Prev 1of1 Next Prev 1of1 Next Prev 1of1 Next Prev 1of1 Next

Стены и пол будут выполнены из двух слоёв бетона, между которыми изготавливается герметичный слой плотной гидроизоляции.

Prev 1of1 Next

В процессе рытья ямы был установлен фиксирующий каркас для укрепления краёв. Затем по периметру была уложена сетка рабица с целью укрепления стен и в качестве армирования наружного бетонного слоя. Также для обеспечения вентиляции ямы внутрь укладываются пластиковые трубы на приток и вытяжку воздуха.

Prev 1of1 Next Prev 1of1 Next

Далее на дне выкапывается место под приямок и вся поверхность пола засыпается слоем гравия и песка. Песок проливается водой и хорошо утрамбовывается.

Prev 1of1 Next Prev 1of1 Next Prev 1of1 Next Prev 1of1 Next

Далее из листов специальной ламинированной фанеры с размерами 3000х1500х18 мм устанавливается опалубка. Расстояние от грунта до фанеры примерно от 5 до 7 см.

Prev 1of1 Next Prev 1of1 Next Prev 1of1 Next

В работе используется виброуплотнитель, который обеспечивает максимальное заполнение раствором пространства между грунтом и опалубкой. Его стоимость в пределах 2-3 тысяч рублей полностью себя окупает, так как заметно увеличивает качество бетонной плиты.

Prev 1of1 Next

Следующий этап — заливка пола и приямка. Для приямка специально изготовлена опалубка, которая также заполнена раствором, как и его дно.

Prev 1of1 Next Prev 1of1 Next Prev 1of1 Next

В качестве гидроизоляции используется гидростеклоизол и битумная мастика.

Prev 1of1 Next Prev 1of1 Next Prev 1of1 Next

Рулонный материал отрезается необходимыми листами, которые приклеиваются на поверхность ямы с помощью битумной мастики с нахлестом 10-15 см друг на друга. Стыки обрабатываются паяльной лампой и затем на них наносится ещё слой битумной мастики. Последовательность выполнения работы начинается со стен и заканчивается полом.

Prev 1of1 Next

Далее выполняется установка металлической сетки для изготовления главного бетонного слоя стен и пола.

Prev 1of1 Next

Prev 1of1 Next

Предварительно в приямок выполняется установка специального металлического короба. В нём было сделано отверстие на дне и установлен клапан для контроля давления грунтовых вод. Приямок был выполнен с системой оттока воды через трубу. Отверстие внизу соединяется трубой с металлической трубкой в стене приямка и дальше по пластиковой трубе выводится наружу.

Prev 1of1 Next

Prev 1of1 Next

Prev 1of1 Next

Prev 1of1 Next

В стену впаяна труба, которая будет собирать жидкость, накопленную в бетоне и сливать на дно приямка.

Далее заливается бетонный пол по маякам и выполняется утепление стен от промерзания.

Prev 1of1 Next

Prev 1of1 Next

Prev 1of1 Next

После установки опалубки ямы, поверхность пола в гараже засыпается песком, который проливается и утрамбовывается. Далее изготавливается гидроизоляция и армирование пола всего гаража, и наступает очередь заливки бетоном стен ямы и стяжки пола в гараже. По периметру опалубки устанавливается металлический уголок, который затем станет опорной поверхностью по углам ямы.

Prev 1of1 Next

Prev 1of1 Next

Prev 1of1 Next

Prev 1of1 Next

Бетонная смесь замешивается в пропорциях 1:4:8 — на одну часть цемента М-500 взяли 4 части песка и 8 частей щебня фракции до 20 мм.

Prev 1of1 Next

Prev 1of1 Next

Prev 1of1 Next

Prev 1of1 Next

На заливку стен ямы ушло 24 мешка цемента, весом по 40 кг каждый. Общий объём раствора составил 3.3 м³, и на выполнение данной задачи с помощником был потрачен целый рабочий день. Ещё один день потребовался для изготовления бетонной стяжки пола в гараже.

Читайте также:  Как грамотно реализовать проект каркасной бани: советы и рекомендации

Prev 1of1 Next

Завершающий этап — настил деревянного покрытия на металлические уголки по периметру верха стен ямы. Для него лучше взять доску потолще, например 50 мм: и прочность будет обеспечена и долговечность такого настила гарантируется.

  • Как правильно залить пол бетоном в гараже

Способы гидроизоляции

Смотровая яма в гараже может быть защищена от проникновения влаги двумя способами: при помощи наружной гидроизоляции, которая выполняется исключительно в процессе строительства, и внутренней, которую можно сделать и во время эксплуатации.

Наружная защита

Если в месте строительства гаража грунтовые воды находятся глубоко, ниже чем 2,5 метра и даже весной или после обильных дождей выше не поднимаются, можно обойтись и без гидроизоляции. С другой стороны, гидрологическая ситуация постоянно меняется, и там где раньше было сухо, может появится вода. Если смотровая яма в гараже уже построена, наружную гидроизоляцию не сделаешь. Остается только использовать пропитки глубокого проникновения чтобы уменьшить гигроскопичность стенок. Потому, если есть возможность, наружную изоляцию сделайте в любом случае.

Второй способ наружнойгидроизоляции

Как предотвратить попадание влаги в смотровую яму в гараже? Чаще всего используют гидроизоляционные пленки или мембраны (бутилкаучук, акваизол и т.п.).  Их укладывают полотнищами, застилая котлован от одного края до другого, с выпуская по 10-15 см с каждой стороны ямы на пол гаража. Полотнища укладывают внахлест. Они должны перекрываться не менее чем на 15 см. Чтобы получить более герметичный стык, их склеивают двухсторонним скотчем, можно в две полосы — в начале и конце «перехлеста». Пленку хорошо расправляют, чтобы она плотно прилегала к стенкам котлована. При дальнейших работах важно не повредить мембрану.

Внутренняя гидроизоляция

Внутренняя гидроизоляция — это обычно пропитка стен обмазочной гидроизоляцией. Если есть возможность — составом для бассейнов. Он создает водонепроницаемую плотную пленку, очень напоминающую резину. Она  и имеет голубой цвет и после застывания хорошо моется. Обрабатывать этим составом лучше стенки два раза, а можно и больше.

Пропитка глубокого проникновения в разы снижает гигроскопичность материала

Еще вариант — грунтовка глубокого проникновения на основе цемента. Содержащихся в ней полимерные частицы блокируют капилляры, по которым влага проникает сквозь толщу материала. Одна такая обработка в разы снижает гигроскопичность материала. В случае с водой в яме гаража необходима, как минимум, двукратная обработка (а лучше еще и больше).

Устройство кессона

Есть еще один вариант спастись от грунтовых — сделать металлический кессон. Варят из листового металла короб соответствующих размеров, обрабатывают антикоррозионными составами, затем устанавливают в котлован. Если сварные швы сделаны герметично, воды не будет, но может возникнуть другая проблема. При большом количестве вода может выдавить кессон. Говорят, что он «всплывает».

Чтобы избежать такой ситуации, к бокам кессона снаружи приваривают уголки, пруты, которые уходят на 1-1,5 метра в грунт. Чтобы при этом объем земляных работ не был очень уж большим (котлован с учетом этих распорок получается большой), можно схитрить. Перед установкой кессона вбить в грунт уголки или металлические стержни, выпустив их концы наружу. Приварить их к корпусу кессона можно после установки. Котлован все-таки придется делать больше (варить надо снаружи), но его размеры будут все-таки меньше. Второй плюс такого способа — стержни будут забиты в плотный грунт, а значит — будут лучше держать кессон.

Еще один способ исключить»всплытие» кессона — сделать на некоторой высоте в стене дырку. Если вода поднимется до ее уровня, она начнет заливаться внутрь. Воду впоследствии можно откачать, главное, чтобы все осталось на месте. Устроенная по такому принципу смотровая яма в гараже, простояла более 20 лет — пока не проржавел металл.

Приямок для сбора воды

Если яма уже построена, а обмазочная гидроизоляция или пропитка не дали требуемого результата, надо или устраивать дренажную систему вокруг гаража, или собрать воду в одном месте. Для этого в гаражной смотровой яме, в одном из ее концов, делают приямок. В нем скапливается вода, откуда ее выкачивают насосом. Чтобы работала система в автоматическом режиме, ставят датчик наличия воды, который при срабатывании включает насос.

Под приямок делают опалубку, заливают бетоном. Потом делают гидроизоляцию приямка вместе с гидроизоляцией всей ямы. Для надежности можно поставить внутрь еще и металлический кессон.

Забетонировали, кессон придавили грузом

Теперь вода в кессоне

Это металлический кессон для приямка

Сделали гидроизоляцию, из приямка откачиваем воду погружным насосом. Одновременно собираем армирующий каркас для бетонных стен смотровой ямы

Выкопан приямок, установлена опалубка

Так как полностью от сырости в этом случае избавиться не получается, на пол ямы сбивают дощатый настил. Чтобы доски на гнили, их можно пропитать отработкой. Если не нравится ее запах, возьмите специальную пропитку для древесины, имеющей непосредственный контакт с грунтом (Сенеж Ультра, например).

Дополнительное обустройство смотровой ямы своими руками

Верх диагностической ямы обрамляется рамой, предварительно созданной из металлических уголков толщиной 5 мм и с шириной полки не менее 50 мм, к которой привариваются закладные элементы в виде полос или штырей длиной до 50 см соединяющиеся с армирующим каркасам бетонного пола бокса.

Обрамляющая рама должна быть немного выше пола гаража, и она выполняет следующие функции:

  • укрепляет углы конструкции сооружения;
  • создает страховочное ограждение (поребрик), чтобы не соскальзывал автомобиль;
  • является каркасом закрывающего проем настила из досок, толщина которых не менее 40 мм, или другого материала.

Спуск в смотровую яму по приставной лестнице небезопасен, поэтому лучше создать стационарную лесенку из металлического уголка, скрепленной с ограждающим приспособлением или при создании стен одновременно отлить ступени из бетона.

Одним из основных вопросов обустройства диагностической ямы своими руками заключается в оборудовании ее вентиляцией, необходимость которой диктуется эффективным удалением токсичных веществ и накапливающегося конденсата.

В простейшем случае используются закладываемые в бетон асбестоцементные и пластиковые трубы или гибкий воздуховод, который возвышается над поверхностью гаражного пола на 25-30 см и закрывается сеткой от попадания мусора.

Читайте также:  Дизайн сауны и комнаты отдыха (103 фото)

В дополнение к внешней гидроизоляции, смотровая яма в гараже нуждается во внутренней гидроизоляции, которая иначе называется обмазочной, и она особенно важна, если отсутствует внешняя гидроизоляция, а стены созданы посредством кирпичной кладки.

С этой целью используется пропитка для бассейнов, применение которой создает на поверхности стен плотную водонепроницаемую пленку сходную с резиной, с которой хорошо удаляется грязь, а голубой цвет придает законченный вид.

В другом варианте применяется грунтовка на основе цемента, содержащая частицы полимеров, надежно перекрывающие небольшие каналы, пропускающие влагу и снижающие гигроскопичность материалов. Составами внутренней гидроизоляции следует проводить обработку стен сооружения не менее двух раз.

При оснащении смотровой ямы в гараже стационарным освещением потребуется подвод электричества, а также влагозащищенные и герметичные светильники, выключатели и розетки, размещаемые в углублениях и нишах.

Требования руководящих документов определяют, что в помещениях с повышенной влажностью следует использовать осветительные приборы с напряжением не выше 36 В.

Когда для освещения планируется использование переносной лампы то такая проблема не возникает, но тогда дренажный насос для откачки воды лишается автоматики и его надо включать и выключать каждый раз вручную.

Порядок изготовления бетонных стен

Подземное помещение для ремонта автомобиля может выполняться полностью из бетона. В этом случае перед устройством ограждающих конструкций делают опалубку из листов фанеры или досок. Щиты прикрепляют к вбитым кольям, проверяя их вертикальность при помощи строительного уровня. Далее переднюю и заднюю опалубку скрепляют деревянными брусками.

Минимальное расстояние между листами фанеры должно соответствовать 15 сантиметрам. Далее в опалубку устанавливают сварные металлические каркасы из арматуры. После этого можно приступать к заливке бетона. Смесь нужно укладывать за один раз, уплотняя раствор вибратором или штыкованием палкой. Примерно через 2-3 дня с момента заливки опалубку снимают и приступают к устройству стяжки пола.

Порядок изготовления бетонных стен

В верхней части бетонных стен на уровне пола укладывают металлический уголок полочками внутрь по всему периметру ямы. К стальным изделиям приваривают закладные детали для фиксации в стяжке основного помещения гаража. Устроенный каркас будет использоваться для перекрытия ямы деревянными досками. Прочности такого накрытия достаточно для проезда грузового автомобиля.

Правила конструкции стен

Перефразируя Генри Форда, можно сказать — конструкция стен траншеи может быть любой, при условии, что она жесткая и прочная. Чтобы в недалекой перспективе стены не выпучились и не растрескались, следует знать — как их не нужно делать:

  • класть кирпичные стены в один ложок (толщиной 120 мм);
  • производить кладку из кирпича без армирования;
  • использовать для кладки силикатные изделия;
  • заливать бетонную смесь непосредственно в грунт (с наружной стороны канавы);
  • заливать бетон без арматуры;
  • использовать бутобетон.

Хороший хозяин обязательно продумает вопрос стационарной системы освещения смотровой ямы

Чтобы произвести работы, связанные с электричеством, необходимо иметь соответствующую подготовку или хотя бы определенные навыки и знания по составлению электрических схем и правильному монтажу проводки и электроприборов на месте. Если же таковые отсутствуют, то лучше пригласить для этой работы специалиста. Но даже для того, чтобы иметь возможность проконтролировать, правильно ли выполняется задание, необходимо разбираться в некоторых нюансах:

  • Система освещения должна быть выполнена согласно нормам СНиП, в которых указано, что внутри смотровой ямы применяется напряжение только до 36 вольт. Запрещено использовать внутри ямы напряжение 220 вольт, так как это опасно для жизни.

Кроме того, все выключатели и розетки, независимо от напряжения, должны быть расположены только вне ямы, например, в щите на стене гаража.

  • Кабель должен иметь надежную двойную изоляцию, а кроме этого, желательно поместить его в металлическую заземленную гофрированную трубу, а на высоте ниже 2 метров от пола гаража кабель обязательно должен иметь подобную механическую защиту.

Виды верстаков

Макеты различаются несколькими способами, включая конструктивные особенности, размеры и другие характеристики:

  1. По назначению:
      Стол для столярных работ представляет собой специальный стол, состоящий из верстака (крышки) и прихожей. Она опирается на две опорные ножки, соединенные продольными камнями, закрепленными между собой жесткой конструкцией. Крышка верстака изготовлена из глубоко высушенного бука или дуба, а боковая сторона доски утоплена для складывания небольших инструментов в продолговатую форму. Рабочие зажимы крепятся к передней части крышки, а в задней части выполняется прямоугольный вырез, с помощью которого можно перемещать дополнительные тиски.В столешнице просверлено несколько отверстий для крепления зажимов или ограничителей, необходимых для выполнения работ;
  2. Максимальная длина стола плотника составляет 6 м, что позволяет закреплять и обрабатывать длинные доски и другие породы древесины. Монтажный кронштейн для крепления плит дополняется треугольным вырезом, в который вставляются клинья для удержания заготовки неподвижно;
  3. Стол представляет собой прочный рабочий стол на металлической раме с толстой деревянной столешницей, покрытой оцинкованной листовой сталью. Эта конструкция устойчива к действию растворителей и других агрессивных химических веществ, а также к ударам и весу заготовок;
  4. Универсальный верстак в принципе похож на металлообрабатывающий, но имеет дополнительные отверстия в столешнице и возможность крепления тисков с разных сторон крышки;
  5. В зависимости от количества заказов, имеется одна, две или несколько рабочих станций;
  6. Для дополнительных возможностей:
      Складные верстаки (со складными частями столешницы, что очень практично в небольших помещениях);
  7. Шкафы с набором ящиков в ящике.